Особые микрофоны для телесъемок | Телекоммуникации вчера, сегодня, завтра

Последовательность действий при создании объекта радиосвязи

Бланк формы №1 ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ РЭС

Поставка оборудования обеспеченного радиочастотами

Витрина



Особые микрофоны для телесъемок

звукооператорВ подборке очерков о практике телевизионного производства, мы уже рассмотрели некоторые основные виды микрофонов, наиболее популярные среди звукорежиссеров и звукооператоров съемочных команд. Мы подробно рассмотрели, что представляют собой и в каких случаях используются такие средства аудиозахвата, как микрофон телевизионной камеры, ручной, стационарный, петличный и скрытый микрофоны, а также узконаправленный микрофон и микрофон для записи окружающего звука. Каждому из этих устройств освящена отдельная статья, ссылки на них вы найдете в рубрике «Звуковое сопровождение для телевидения» тематического раздела Техника телесъемок нашего сайта. 

Сегодня мы обратим внимание на два вида микрофонов, о которых, как правило, знают только профессионалы. Это — подвесные микрофоны и микрофоны зоны давления (PZM).

Микрофоны граничного слоя

PZM - относительно новый тип микрофона, он был изобретен около четверти века назад, и сразу привлек внимание профессионалов. Английская аббревиатура PZM расшифровывается как «Pressure zone microphone», что переводится на русский язык как «микрофон зоны давления». Другое часто используемое в русскоязычной специальной литературе название для таких устройств - «микрофон граничного слоя». 

Рассмотрим вкратце принцип работы таких микрофонов. Он не сложен и основан на физике колебательных процессов. Источник звука создает звуковую волну, которая, встречая какое-либо препятствие на пути своего распространения, создает в его ближней зоне (на расстоянии нескольких миллиметров) звуковое поле. Оно образуется за счет того, что падающая звуковая волны и ее отражение от препятствия складываются, создавая некую зону давления. Важно, что в граничном слое оба колебания имеют весьма близкую амплитуду и остаются синфазными. Именно в этой зоне и располагают электретный капсюль PZM-микрофона, а само препятствие является составной частью микрофона. Подробнее о различных типах современных микрофонов можно прочитать на сайте Optimus

Как правило, микрофоны граничного слоя размещаются на специальных экранах, материал и размеры которых подбираются звукорежиссером в зависимости от ситуации. Однако, их также можно крепить и на естественные объекты - стены, пол и т.п. 

Такие микрофоны на съемочных площадках применяются для захвата звукового сигнала от источника звука (исполнителя), который может находится от микрофона на расстоянии 2 метров и более, и ему при этом не нужно прикреплять микрофон к одежде или держать в руках. Отличительной чертой микрофонов зоны давления является тот факт, что они имеют очень линейную АЧХ, а также одинаковую чувствительность в отношении звуковых сигналов, попадающих на экран под всеми возможными углами. Благодаря этому, PZM-микрофоны легко обеспечивают качественный захват аудио при любых передвижениях исполнителей по съемочной площадке, не допуская «разрывов» в звучании. 

Подвесной микрофон

Подвесные микрофоны специально разработаны для целей телевизионного производства, так как они позволяют обеспечить высококачественную запись звука на съемочных площадках. Свое основное применение подвесные микрофоны находят во время телевизионных съемок театральных спектаклей, а также они незаменимы для звукозаписи оркестровых произведений и хорового пения. Такие микрофоны подвешиваются над съемочной площадкой или конкретной ее областью, где происходит действие. Их малые размеры являются идеальным решением, поскольку они, вероятно, будут находиться в поле зрения зрительской аудитории. 
Несмотря на то, что технологии записи звука в этих микрофонах значительно отличаются от традиционных, эти решения для захвата звука во время телесъемок становятся все более и более популярными. Звукорежиссеры телесериалов выбирают их из тех соображений, что они остаются незаметными для зрителя, так как их можно прикрепить на тыльную сторону деталей декорации и не беспокоиться о том, что они попадут в кадр. Это вариант также очень хороши для записи сценических представлений, исполняемых большими группами. Эти микрофоны подвешивают на потолочных кронштейнах, устанавливают на полу, или прикрепляют к мебели. Расстояние записи звука можно увеличить, если установить эти микрофоны на жесткие поверхности. 

Другие типы микрофонов для телесъемок 

Микрофоны телевизионной камеры
Ручной микрофон
Узконаправленный микрофон
Петличный микрофон
Микрофон для записи окружающего звука
Беспроводные микрофоны



Поиск по сайту


Смотрите также