Приключения цифрового транкинга в России | Телекоммуникации вчера, сегодня, завтра

Последовательность действий при создании объекта радиосвязи

Бланк формы №1 ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ РЭС

Поставка оборудования обеспеченного радиочастотами

Витрина



Приключения цифрового транкинга в России

Метка:
Картинка:
111.jpg
Дата:
08.02.2009

Автор: Юлия Волкова

заместитель начальника АНО "Радиочастотный центр МО"

Опубликовано в журнале "Информ Курьер Связь" №1, январь 2009

 

В России история стандарта ТЕТРА напоминает злоключения героев сказки Лемони Сникета "33 несчастья". Наверное, ни одна технология связи не испытывала столько немотивированных терзаний, необъяснимых падений в пропасть и не слышала одновременно с этим восторженно-истеричных призывов и здравиц в свою честь.

ТЕТРе на Российских просторах не повезло уже при рождении. Когда в начале 1990-х, ГКРЧ делила частоты в полосах 300, 450 и 800 МГц, ТЕТРА была еще в пеленках, и частот ей не полагалось. Но эти планы, хотя давно морально устарели, еще действуют, и пока менять их никто не собирается.

В соответствии с ними, МВД безраздельно властвует в полосах 450-453/460 - 463 МГц, железнодорожники с переменным неуспехом осваивают участки 457,4 - 458,5/467,4 - 468,5 МГц, энергетики заняли каждый герц в выделенном им спектре  458,5 - 460/468,5 - 469 МГц, а также плотно «сидит на своих частотах» стандарт NMT-450, который за это время успел превратиться в IMT-MC-450. И так далее -  у каждого сверчка – свой шесток.

Думалось, что планы эти будут пересмотрены в ходе работ по конверсии спектра. Но вот завершается год 2008-й – четвертый год третьей попытки «демилитаризации» частот, а про ТЕТРу  никто и не вспоминает. ТЕТРА только однажды была включена в конверсионные планы - в самую первую программу конверсии «Спектр-2000» (1996 г.). Но в лихие 90-е руки регулятора до ТЕТРы не дошли. Государство в те непростые годы спектром интересовалось мало и денег на его расчистку не имело. Инвесторов для ТЕТРы тоже не нашлось.

Кстати именно включение ТЕТРы в «Спектр-2000» и оказалось ее первым несчастьем. Программа была подписана, все ждали результатов исследований, а их не было – ни исследований, ни результатов. На все просьбы выдать частоты для ТЕТРА-сетей ГКРЧ писала стандартные отказы, основанные на «необходимости тщательного анализа последствий для уже развернутых систем». Частот для ТЕТРы не давали, но давали для стремительно устаревающих аналоговых технологий, работающих в тех же диапазонах частот. Таким образом, число тех самых «уже развернутых» систем постоянно увеличивалось. А ТЕТРА так и лежала в глубоком анабиозе.

Лед начал таять в июле 2000 г., тогда существование нового стандарта признали и начали постепенно пускать TETRA-сети в полосы 412–417 и 422–427 МГц. Проблема слегка притупилась, но до конца не исчезла, так как под запретом остался практически весь центр России (зона радиусом 350 км от Москвы).

Но и это частичное счастье длилось недолго. 6 июня 2002 г. Минсвязи издает 62-й Приказ о федеральном проекте TETRA. Теперь регулятор не давал частот отдельным сетям, разъясняя владельцам, что будет построена общероссийская ТЕТРА сеть – и настанет счастье для всей технологической связи. Однако, когда эта сеть будет построена, например, на Сахалине и или на просторах Тюменщины регулятор не уточнял, равно как и не говорил, кто за создание этой сети будет платить. По весьма приблизительным оценкам, для этого глобалистического проекта, печально известного под именем «ТЕТРАРус», требовались миллиарды нерусских денег. Но и денег таких не нашли, и включение административного ресурса плодов не принесло. «ТЕТРАРус» не родился, да и не мог родиться. Ограничения в зоне радиусом 350 км – это почти  400 000 кв.км.  Вы еще говорите о «федеральной» сети?

С другой стороны, в конце ноября 2008 г. МСЭ опубликовал свой ежегодный Отчет «Тенденции реформирования электросвязи, год 2008-й». Тема документа, который ежегодно подводит основные итоги и прогнозирует движение вперед, описана как «Шесть измерений совместного использования». МСЭ, как будто повторяет то, что наши эксперты говорят и пишут уже несколько лет. Повысить эффективности использования ресурсов можно, если предусмотреть возможность со-владения ими. Судите сами, сегодня в России работают тысячи больших и малых систем профессиональной связи — у энергетиков и железнодорожников, пожарных и строителей, спасателей и военных. Собственные системы строят компании, добывающие и транспортирующие нефть и газ. И вот от Калининграда до Владивостока и от Астрахани до Якутска вдоль линий электропередач, нефте- и газопроводов, автомобильных и железных дорог развернуты ведомственные сети. У каждого владельца свои частоты, свои базовые станции и коммутаторы, антенны и мачты, устройства энергоснабжения и транспортная инфраструктура. Несомненно, создание единой системы позволило бы сэкономить и частоты, и электроэнергию. Идея красивая. И в документах МСЭ тоже выглядит красиво. Как, собственно, все другие похожие идеи «обобществления» ресурсов, например, социализм. Вот только конец последнего не оставляет места для радужных ожиданий …

Несмотря на всю свою напряженность, ситуация вокруг стандарта TETRA развивается  в России небыстро. «Завязнув» в вялотекущем проекте ««ТЕТРАРус», администрация связи никак не может ни решить поставленные ею же нормативно-правовые вопросы, ни преодолеть собственноручно построенные административные барьеры, ни определить, наконец, новые правила игры на частотном поле.

Кроме проблем субъективных, есть и объективные. Их источник — исторически сложившееся несоответствие распределения частот в Европе и в бывшем СССР. В частности, на территории практически всего ЦФО нельзя работать на стандартных частотах TETRA (380–400 МГц, 410–430 МГц). Вероятно, там для таких сетей нужно использовать иной диапазон. Например, 800 МГц. Тем более, что при переходе с аналогового телевидения на цифровое именно в этом участке спектра ожидается появление так называемого «цифрового дивиденда», который был бы совсем «впору» системам профессиональной связи.

Вот только, не повторится ли история «Спектра-2000»? Тогда против ТЕТРы выступала сотовая связь GSM, теперь на цифровой дивиденд точат зубы сразу несколько чисто коммерческих (то есть, потенциально прибыльных) технологий. Найдется ли у стандарта влиятельный помощник или богатый инвестор? Кто будет защищать интересы разрозненных больших и маленьких сетей и сеточек профессиональной связи, разбросанных по просторам России? Ведь второго такого случая с «дивидендом» можно уже и не дождаться.

Кратко:
В России история стандарта ТЕТРА напоминает злоключения героев сказки Лемони Сникета "33 несчастья". Наверное, ни одна технология связи не испытывала столько немотивированных терзаний, необъяснимых падений в пропасть и не слышала одновременно с этим восторженно-истеричных призывов и здравиц в свою честь.



Поиск по сайту


Смотрите также