Технический прогресс как бег с административными барьерами | Телекоммуникации вчера, сегодня, завтра

Последовательность действий при создании объекта радиосвязи

Бланк формы №1 ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ РЭС

Поставка оборудования обеспеченного радиочастотами

Витрина



Технический прогресс как бег с административными барьерами

Метка:
Картинка:
art30.jpg
Дата:
09.08.2008

Автор: Юлия Волкова
Опубликовано 14 мая 2004 года

 Спектр — это объект нормальной рыночной деятельности, требующей, однако, разумного внимания к себе со стороны государства.В последние годы с трибун разнообразных симпозиумов и конференций и на страницах всевозможных печатных изданий много говорится об исключительной ценности радиочастотного спектра как природного ресурса. Возможно, даже слишком много. Из всего того, что было написано и сказано, интересно следующее.

Радиочастоты можно использовать — эффективно и не очень. «Объем» доступных частот ограничен присущими данной эпохе техническими возможностями. Никто не в состоянии ни создать новый спектр, ни разрушить существующий (впрочем, нет ничего такого, чего нельзя было бы испортить, хотя бы и временно). Спектр не расходуется по мере его использования, и, что особенно важно, его будущее состояние никак не зависит от того, как он используется сейчас.

При всем том, что спектр является общечеловеческим (если не сказать — вселенским) достоянием, пора свыкнуться с мыслью, что спектр — это объект нормальной рыночной деятельности, требующей, однако, разумного внимания к себе со стороны государства. И внимания тем более пристального, чем выше коммерческая привлекательность той области бизнеса, где радиочастоты используются.

Не желая ввязываться в спор о бизнес-моделях, не разбирая сильные и слабые стороны игроков телекоммуникационного рынка и не вдаваясь в теоретический анализ того, кто приносит больше прибыли — абонент (как в сотовых сетях) или рекламодатель (как в телерадиовещании), хочется обратиться к небольшому эпизоду в истории применения радиосвязи. Эпизоду, наглядно иллюстрирующему эффективность вмешательства государственного в дела частотные.

Интересы определяют проблему

Все знают, что Федеральная комиссия по связи США (FCC), подчиненная непосредственно Конгрессу, является одним из самых активных государственных учреждений Соединенных Штатов. Но уже мало кто вспоминает, что причиной того, что в 1934 году Конгресс впервые определил национальную политику по регулированию работы средств связи и создал FCC, послужили именно разборки при дележе спектра между первыми радиостанциями, обслуживавшими массовую публику.

Одной из основных проблем, решение которых было поручено новорожденной федеральной комиссии, было выделение некоторого участка спектра новым радиосредствам с целью установления определенного порядка в эфире, поскольку к тому времени расплодившиеся по всей территории страны конкурирующие радиостанции зачастую вели передачи на одинаковых частотах, мешая друг другу. Это был один из первых опытов того, что сегодня мы бы назвали «частотным планированием».

Проблемы с частотами для радиовещания на момент создания FCC еще не касались телевидения. В то время существовало только шесть телевизионных станций, все они вели вещание в черно-белом варианте. Комиссия решила выделить телевидению такую часть спектра в полосе ОВЧ, которую на тот момент телевидение уже использовало, — она требовалась для того, чтобы организовать 12 телевизионных каналов. С целью предотвращения взаимных помех между станциями FCC установила правило, согласно которому станции, вещающие на одном и том же канале, должны располагаться не ближе чем на расстоянии 150 миль друг от друга, а станции, работающие в соседних каналах, должны быть разнесены не менее чем на 75 миль. Тогда еще никто не предполагал, что эти требования окажутся недостаточными.

Сразу после Второй мировой войны произошли два события, оказавшие самое непосредственное влияние на все то, что случилось с телевидением в дальнейшем.

Первое — появление ортикона и, главное, его модификации — суперортикона. Эта электронно-лучевая трубка настолько повысила чувствительность телекамеры, что ее применение позволило обходиться без повышенного уровня освещенности в студии, которого требовало использование предшественника ортикона — иконоскопа. И это значительно облегчило создание телевизионных программ.

Второе — компания AT&T начала прокладку коаксиальных кабельных линий между городами, соединяя телевизионные сети различных населенных пунктов. В 1946 году открылась линия Нью-Йорк — Вашингтон.

Результат этих двух событий не замедлил сказаться — летом и осенью 1946 г. началось предсказанное задолго до этого бурное развитие телевидения.

Телевизионные сети, принадлежащие компаниям ABC, CBS и NBC, наладили регулярное вещание в 1948 году. «Аппетит» публики к новому средству информации и развлечения рос, что называется, «не по дням». В 1948 году количество телевизионных станций, ведущих передачи, возросло с 17 до 48 (из них 37 — коммерческих). Количество городов, обслуживаемых телевидением, увеличилось с 8 до 23. Уровень продаж телеприемников по сравнению с уровнем 1947 года вырос более чем на 500%.

Но страдания телевизионного бизнеса, связанные с его ростом, только начинались. Как уже было сказано, возможности, предоставляемые FCC коммерческому телевидению для обслуживания всей территории США, ограничивались двенадцатью ОВЧ-каналами. Время шло, на вещательном рынке появлялось все больше и больше станций, и однажды стало очевидным, что потребности новых станций скоро превзойдут ресурс каналов.

Плохо то решение, которое нельзя изменить

 «Объем» доступных частот ограничен присущими данной эпохе техническими возможностями.С тем чтобы воспрепятствовать возможному возникновению хаоса, в сентябре 1948 года, когда более сотни телевизионных станций либо уже работало, либо строилось, FCC приходит к выводу, что первоначальная схема распределения частот работает совсем не так, как предполагалось на «бумаге». Тому было несколько причин.

Первая — при планировании не были учтены условия распространения радиоволн («забыли про овраги»). Радиовещательные сигналы, отражаясь от тропосферы, возвращались обратно на Землю, неожиданно создавая помехи станциям, находящимся в сотнях километров от источника мешающего сигнала. Кроме того, недостаточными оказались также и установленные дистанции. В отчетах FCC тех лет можно встретить жалобы вещателей на помехи со стороны соседних телевизионных передатчиков.

Вторая проблема, появление которой чиновники FCC никак не могли предвидеть, родилась в момент изобретения цветного телевидения. К 1948 году было подано несколько патентных заявок на способы цветопередачи в телевидении. Причем каждый способ предполагал не только различный принцип передачи цвета, но и требовал полосы частот различной ширины. Конгресс США поручил FCC принять решение о выборе стандарта цветного телевидения. Таким образом, поскольку уже не было сомнений в том, что будущее телевидения — за цветом, требовалось заранее создать такой частотный план, который в дальнейшем позволил бы безболезненно сменить монохромный вариант вещания на цветной.

Столкнувшись со всем этим, 30 сентября 1948 года Комиссия приостановила выдачу лицензий новым телевизионным станциям до тех пор, пока не будут исследованы технические проблемы, касающиеся станций, которые к тому времени уже работали, не будут найдены ответы на все технические вопросы, связанные с цветным телевидением, и не будет разработана схема частотного планирования. Период, начавшийся после этого решения FCC, вошел в историю американского телевидения под названием «Большие заморозки» (The Big Freeze).

Это «замораживание» не коснулось тех 37 станций, которые имели лицензии и работали по состоянию на 30 сентября 1948 года. Кроме того, было разрешено открыть еще 86 станций, которые на тот момент уже выкупили лицензии на вещание и получили разрешения на строительство.

Интересно, что в это время в FCC уже лежало более 300 обращений с просьбой разрешить строительство новых телевизионных станций. Рассмотрение этих документов было приостановлено, и миллионы американцев, со дня на день ожидающих начала работы в своих городках местных телевизионных станций, потеряли надежду на появление телевидения в своих домах. Потерпели крушение также и планы бизнесменов, намеревавшихся построить в этих городах и поселках телевизионные станции. Газеты публиковали отчеты о протестах и возможных судебных исках. В 1950 г. председатель FCC Вэйн Кой сказал, что еще ни одно решение Комиссии не вызывало такого массового возмущения публики, как приостановка выдачи разрешений новым вещательным станциям.

FCC обещала, что это «замораживание» продлится шесть месяцев, но на самом деле новые обращения не рассматривались в течение четырех лет. Все это время часть обширных территорий страны наслаждалась возможностью смотреть телевидение, а другая, не менее обширная ее часть, такой возможности была лишена.

Однако, как это ни покажется странным, эта четырехлетняя остановка не привела к серьезному сдерживанию роста телевидения. В период «заморозков» 1948–1952 гг. количество телеприемников у потребителей выросло с 250 000 до более чем 17 миллионов, а к 1952 году телевизоров в США продавалось больше, чем радиоприемников.

 В 1946 г. началось предсказанное задолго до этого бурное развитие телевидения.FCC отменила «замораживание» только в 1952 году, когда был разработан тщательно продуманный план частотно-территориального размещения телевизионных вещательных станций, план, учитывающий как технические, так и социальные требования. После этого в очень короткие сроки более чем 500 новым станциям были назначены телевизионные каналы в УВЧ-полосах (дециметровый диапазон), и более чем 1400 станциям — каналы в полосе ОВЧ (метровый диапазон). Большинство новых ОВЧ-каналов начали использоваться очень быстро, но освоение УВЧ-каналов шло медленнее. Причина проста — потребовалось модифицировать приемники и антенны так, чтобы они могли принимать УВЧ-сигналы. Развитие телевидения в УВЧ-полосах получило новый толчок после 1964 года, когда был принят закон, обязывающий производителей выпускать только ТВ-приемники, способные принимать и ОВЧ-, и УВЧ-сигналы.

Заглянув вперед, скажем сразу: в конечном счете оказалось, что решение возникших тогда проблем наилучшим образом служило как интересам общества, так и интересам телевизионной индустрии, но в тот момент это казалось несчастьем.

Кроме того, несмотря на то что публика возмущалась и планы тысяч потенциальных вещателей были нарушены, это поистине эпохальное решение FCC дало совершенно неожиданный, абсолютно непреднамеренный, но исключительно важный толчок только что вылупившемуся бизнесу кабельного телевидения.

В сотнях городков по всей стране возникли кабельные системы, утолявшие жажду потребителя в этом новом средстве массовой информации и развлечения. К 1952 году, когда «заморозки» окончились, жители более чем 14 000 американских домов принимали телевизионные сигналы по коаксиальному кабелю, присоединенному к антенне коллективного приема. Так, во время искусственного административного торможения развития одного вида бизнеса был создан бизнес новый, и место телевидения эфирного на долгие годы заняло телевидение кабельное.

***

Не кажется ли вам, что сегодня перед нами раскручивается новый виток этой же истории, но на принципиально ином уровне? Время аналогового телевидения заканчивается. Нет сомнений, что цифровое телевидение раньше или позже вытеснит существующие аналоговые системы. Проблемы, стоявшие полвека назад и связанные с неотвратимостью прихода на рынок цветного телевидения взамен уступающему ему место черно-белому, странным образом возвращаются к нам сегодня, когда мы пытаемся найти путь в лабиринте перехода аналога к цифре.

Сегодня нам еще раз предстоит осознать, что, при всем том, что у прогресса нет пути назад, подсказки к решению проблем нынешних можно поискать в «преданьях старины глубокой».

Кратко:
В последние годы с трибун симпозиумов и конференций и на страницах печатных изданий много говорится об исключительной ценности радиочастотного спектра как природного ресурса. Возможно, даже слишком много.
Не желая ввязываться в спор о бизнес-моделях, не разбирая сильные и слабые стороны игроков телекоммуникационного рынка и не вдаваясь в теоретический анализ того, кто приносит больше прибыли — абонент (как в сотовых сетях) или рекламодатель (как в телерадиовещании), хочется обратиться к небольшому эпизоду в истории применения радиосвязи. Эпизоду, наглядно иллюстрирующему эффективность вмешательства государственного в дела частотные.



Поиск по сайту


Смотрите также