Большой заморозок (The Big Freeze) | Телекоммуникации вчера, сегодня, завтра

Последовательность действий при создании объекта радиосвязи

Бланк формы №1 ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ РЭС

Поставка оборудования обеспеченного радиочастотами

Витрина



Большой заморозок (The Big Freeze)

Малоизвестный период в истории американского телевидения

В последние годы с трибун разнообразных симпозиумов и конференций и на страницах всевозможных печатных изданий много говорится об исключительной ценности радиочастотного спектра, как природного ресурса. Возможно, даже слишком много. Из всего того, что было написано и сказано, телерадиовещателю интересно следующее.

Радиочастоты можно использовать - эффективно, и не очень. "Объем" доступных частот ограничен присущими данной эпохе техническими возможностями. Никто не в состоянии ни создать спектр, ни его разрушить (впрочем, временно замусорить, как и все на свете, - можно). Спектр не расходуется по мере его использования, и, что особенно важно, его будущее состояние никак не зависит от того, как он использован сейчас.

При всем том, что спектр является общечеловеческим (если не сказать - вселенским) достоянием, пора свыкнуться с мыслью, что спектр - это объект нормальной рыночной деятельности, требующей, однако, разумного внимания к себе со  стороны государства. Особенно это касается столь "коммерчески привлекательной" области использования радиочастот, как телерадиовещание.

Собственно, именно разборки при дележе спектра между первыми радиостанциями, обслуживавшими массовую публику, послужили причиной того, что в 1934 году  Конгресс США впервые определил национальную политику по регулированию работы средств связи и создал Федеральную комиссию по связи (FCC). Сегодня FCC,  подчиненная непосредственно Конгрессу, является одним из самых активных государственных учреждений США.

Одной из основных проблем, решение которых было поручено новорожденной федеральной комиссии, было выделение некоторого участка спектра новым радиосредствам с целью установления определенного порядка в эфире, поскольку к тому времени расплодившиеся по всей территории страны конкурирующие радиостанции, зачастую, вели передачи на одинаковых частотах, мешая друг другу. Это был один из первых опытов того, что сегодня мы бы назвали "частотным планированием".

Проблемы с частотами для радиовещания на момент создания FCC еще не касались телевидения. В то время существовало только шесть телевизионных станций, все они вели вещание в черно-белом варианте. Комиссия,  решила выделить телевидению столько спектра в полосе ОВЧ, которую на то момент ТВ уже использовало, сколько требовалось для того, чтобы организовать 12 телевизионных каналов. С целью предотвращения взаимных помех между станциями, FCC установила правило, согласно которому станции, вещающие на одном и том же канале, должны располагаться не ближе, чем на расстоянии 150 миль друг от друга, а станции, работающие в соседних каналах должны быть разнесены не менее чем на 75 миль. Тогда еще никто не предполагал, что  эти требования окажутся  недостаточными.

Сразу после Второй мировой войны произошло два события, оказавшие самое непосредственное влияние на все то, что случилось с телевидением в дальнейшем. 

Первое - появление ортикона и, главное, его модификации - суперортикона. Эта электронно-лучевая трубка настолько повысила чувствительность телекамеры, что ее применение позволило обходиться без повышенного уровня освещенности в студии, которого требовало использование предшественника ортикона - иконоскопа. И это значительно облегчило создание ТВ программ.

Второе -  компания AT&T начала прокладку коаксиальных кабельных линий между городами, соединяя ТВ сети различных населенных пунктов. В 1946 году открылась линия Нью-Йорк - Вашингтон.

Результат этих двух событий не замедлил сказаться -  летом и осенью 1946 г. началось предсказанное задолго до этого взрывное развитие телевидения.

Телевизионные сети, принадлежащие компаниям ABC, CBS и NBC, наладили регулярное вещание в 1948 году. "Аппетит" публики к новому средству информации и развлечения рос, что называется "не по дням". В 1948 количество ТВ станций, ведущих передачи, возросло от 17 до 48 (из них 37 - коммерческих). Количество городов, обслуживаемых телевидением, увеличилось от восьми до 23. Уровень продаж ТВ приемников по сравнению с уровнем 1947 года вырос более чем на 500%.

Но страдания телевизионного бизнеса, связанные с его ростом, только начинались. Как уже было сказано, возможности, предоставляемые FCC коммерческому телевидению для обслуживания всей территории США, ограничивались 12-ю ОВЧ каналами. Время шло, на вещательном рынке появлялось все больше и больше станций, и однажды стало очевидным, что потребности новых станций скоро превзойдут ресурс каналов.

Плохо то решение, которое нельзя изменить

С тем, чтобы воспрепятствовать возможному возникновению хаоса, в сентябре 1948, когда более сотни ТВ станций либо уже работало, либо строилось, FCC приходит к выводу, что первоначальная схема распределения частот не работает в полной мере так, как это планировалось. Тому было несколько причин.

Первая, при планировании не были учтены условия распространения радиоволн. Радиовещательные сигналы, отражаясь от тропосферы, возвращались обратно на Землю, зачастую мешая работе станций, размещающихся в сотнях километров от источника сигнала. Кроме того, установленные дистанции также оказались недостаточными. В отчетах FCC тех лет можно встретить жалобы вещателей на помехи со стороны близко расположенных ТВ станций.

Вторая проблема, появление которой FCC никак не могла предвидеть, родилась с изобретением цветного ТВ. К 1948 году было предложено несколько различных способов передавать цвет в телевидении, в каждом из которых предполагалось использование полосы частот различной ширины. Конгресс США поручил FCC принять решение о выборе стандарта цветного телевидения. Таким образом, поскольку уже не было сомнений в том, что будущее телевидение - за  цветом, требовалось заранее создать такой частотный план, который в дальнейшем позволил бы безболезненно сменить монохромный вариант вещания на цветной.

Столкнувшись со всем этим, 30 сентября 1948 года Комиссия приостановила выдачу лицензий новым телевизионным станциям до тех пор, пока не будут исследованы технические проблемы, касающиеся ТВ станций, которые к тому времени уже работали, не будут найдены ответы на все технические вопросы, связанные с цветным ТВ, и не будет разработана схема частотного планирования.  Период, начавшийся после этого решения FCC, вошел в историю американского телевидения под названием "Большого заморозка" (The Big Freeze).

Это "замораживание"  не коснулось тех 37 станций, которые имели лицензии и работали на 30 сентября 1948 года. Кроме того, было разрешено открыться в соответствии с намеченным планом еще 86 станциям, уже получившим лицензии и разрешения на строительство.

Но на тот момент в FCC уже лежало более 300 обращений по поводу строительства новых станций, их рассмотрение было приостановлено. Внезапно миллионы американцев, со дня на день ожидающие начала работы в своих городках местных телевизионных станций, потеряли надежду на появление телевидения в своих домах. Потерпели крушение также и планы бизнесменов, намеревавшихся построить в этих городах и поселках ТВ станции. Газеты публиковали отчеты о протестах и возможных судебных исках. В 1950 г. председатель  FCC Вэйн Кой сказал, что ни еще одно решение Комиссии не вызывало такого массового возмущения публики, как приостановка выдачи разрешений новым вещательным станциям.

FCC обещала, что это "замораживание" продлится шесть месяцев, но на самом деле новые обращения не рассматривались в течение  четырех лет. Все это время часть обширных территорий страны наслаждалась возможностью смотреть телевидение, а другая, не менее обширная ее часть такой возможности была лишена.

Однако, как это ни покажется странным, эта четырехлетняя остановка не привела к серьезному сдерживанию роста телевидения. В период "заморозка" 1948-1952 количество телеприемников у потребителей выросло с 250 000 до более чем 17 миллионов, а к 1952 году телевизоров в США продавалось больше, чем радиоприемников.

FCC отменила "замораживание" только в 1952 году, когда был разработан тщательно продуманный план частотно-территориального размещения телевизионных вещательных станций, план, учитывающий как технические, так и социальные требования. После этого в очень короткие сроки более чем 500 новым станциям были назначены телевизионные каналы в УВЧ полосах  (дециметровый диапазон), и более чем 1400 станциям - каналы в полосе ОВЧ (метровый диапазон). Большинство новых ОВЧ каналов начали использоваться очень быстро, но освоение УВЧ каналов шло медленнее. Причина проста - потребовалось модифицировать приемники и антенны так, чтобы они могли принимать УВЧ сигналы. Развитие телевидения в УВЧ полосах получило новый толчок после 1964, когда был принят закон, обязывающий производителей выпускать только ТВ приемники, способные принимать и ОВЧ, и УВЧ сигналы.

Заглянув в конец истории, скажем сразу, что, в конечном счете, оказалось, что решение возникших тогда проблем наилучшим образом служило как интересам общества, так и интересам телевизионной индустрии, но в тот момент это казалось несчастьем.

Кроме того, несмотря на то, что публика возмущались и планы тысяч потенциальных вещателей были нарушены, это поистине эпохальное решение FCC дало совершенно неожиданный, абсолютно непреднамеренный, но исключительно важный толчок только что вылупившемуся бизнесу кабельного телевидения.

В сотнях городков по всей стране возникли кабельные системы, утолявшие жажду потребителя в этом новом средстве массовой информации и развлечения. К 1952 году, когда "заморозок" окончился, жители более чем 14 000 американских домов принимали телевизионные сигналы по коаксиальному кабелю, присоединенному к антенне коллективного приема. Так был создан новый вид бизнеса.

***

Не кажется ли вам, что сегодня перед нами раскручивается новый виток этой же истории, но на принципиально ином уровне. Время аналогового телевидения заканчивается. Нет сомнений, что методы цифрового телевидения раньше или позже вытеснят существующие аналоговые схемы передачи. Проблемы, стоявшие полвека назад, и связанные с неотвратимостью прихода на рынок цветного телевидения взамен уступающего ему место черно-белого, странным образом возвращаются сегодня, когда мы пытаемся найти путь в лабиринте перехода к цифре. Сегодня нам еще раз предстоит осознать, что, при всем том, что у прогресса нет пути назад, подсказки к решению проблем нынешних можно поискать в "преданьях старины глубокой".

Литература

Cable Television Information Center. Legal Bibliography: Synopses of Cases on Cable Television. Washington: The Urban Institute, 1974.

Le Duc, Don R. Cable Television and the FCC: A Crisis in Media Control. Philadelphia: Temple University Press, 1973.

Rivkin, Steven R. A New Guide to Federal Cable Television Regulations. Cambridge: The MIT Press, 1978.

National League of Cities. Cable Franchising & Regulation.Washington: National League of Cities and U.S. Conference of Mayors, 1985.



Поиск по сайту


Смотрите также