ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 декабря 2000 г. N
1008
О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ЭКСПЕРТИЗЫ И УТВЕРЖДЕНИЯ
ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ,
ПРЕДПРОЕКТНОЙ И
ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
В
целях упорядочения процедуры и сокращения сроков проведения государственной
экспертизы градостроительной, предпроектной и проектной документации
Правительство Российской Федерации постановляет:
1.
Установить, что градостроительная, предпроектная и проектная документация до ее
утверждения подлежит государственной экспертизе независимо от источников
финансирования и формы собственности объектов строительства, за исключением
случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
2.
Утвердить прилагаемое Положение о проведении государственной экспертизы и
утверждении градостроительной, предпроектной и проектной документации в
Российской Федерации.
3.
Государственному комитету Российской Федерации по строительству и жилищно - коммунальному комплексу и заинтересованным
федеральным органам исполнительной власти обеспечить проведение государственной
экспертизы градостроительной, предпроектной и проектной документации (далее
именуется - государственная экспертиза) в соответствии с Положением о
проведении государственной экспертизы и утверждении градостроительной,
предпроектной и проектной документации в Российской Федерации.
4.
Государственному комитету Российской Федерации по строительству и жилищно - коммунальному комплексу в 6-месячный срок
разработать и утвердить по согласованию с федеральными органами исполнительной
власти нормативы определения стоимости проведения государственной экспертизы.
Примечание.
порядок
определения стоимости работ по проведению экспертизы градостроительной
документации определен Постановлением Госстроя РФ от 18.06.1998 N 18-49.
5.
В Постановлении Совета Министров РСФСР от 30 мая 1991 г. N 290 "Вопросы
государственной вневедомственной экспертизы в РСФСР" слова: "Главное
управление государственной вневедомственной экспертизы при Госкомархстрое
РСФСР" и "Главгосэкспертиза РСФСР" в соответствующем падеже
заменить соответственно словами: "Главное управление государственной
вневедомственной экспертизы при Государственном комитете Российской Федерации
по строительству и жилищно - коммунальному
комплексу" и "Главгосэкспертиза России" в соответствующем
падеже.
6.
Признать утратившим силу Постановление Совета Министров - Правительства
Российской Федерации от 20 июня 1993 г. N 585 "О государственной
экспертизе градостроительной и проектно - сметной документации и утверждении
проектов строительства" (Собрание актов Президента и Правительства
Российской Федерации, 1993, N 26, ст. 2427; Собрание законодательства
Российской Федерации, 1995, N 27, ст. 2587).
7.
Государственному комитету Российской Федерации по строительству и жилищно - коммунальному комплексу в 3-месячный срок
представить в установленном порядке предложения о внесении в нормативные
правовые акты изменений и дополнений в связи с настоящим Постановлением.
Федеральным
органам исполнительной власти в 3-месячный срок привести свои нормативные
правовые акты по вопросам государственной экспертизы в соответствие с настоящим
Постановлением.
Рекомендовать
органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации привести свои
нормативные правовые акты по вопросам государственной экспертизы в соответствие
с настоящим Постановлением.
Председатель
Правительства
Российской
Федерации
М.КАСЬЯНОВ
Утверждено
Постановлением
Правительства
Российской
Федерации
от 27 декабря 2000
г. N 1008
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРОВЕДЕНИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
И УТВЕРЖДЕНИИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ, ПРЕДПРОЕКТНОЙ
И ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I. Общие положения
1.
Настоящее Положение определяет порядок проведения государственной экспертизы
градостроительной, предпроектной и проектной документации <*> и утверждения
ее, а также взаимоотношения заказчика (инвестора) и государственных экспертных
органов в процессе проведения экспертизы.
--------------------------------
<*>
Под градостроительной документацией понимается документация о градостроительном
планировании развития территорий и поселений и об их застройке, предусмотренная
в главах V - IX Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Под
предпроектной документацией понимается обоснование инвестиций, привлекаемых для
строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения
предприятий, зданий и сооружений.
Под
проектной документацией понимается инвестиционный проект, проект (рабочий
проект) строительства, реконструкции, расширения, капитального ремонта и
технического перевооружения предприятий, зданий и сооружений, а также
консервации и ликвидации опасных производственных объектов.
2.
Градостроительная и проектная документация до ее утверждения
подлежит государственной экспертизе независимо от источников финансирования и
формы собственности предприятий, зданий и сооружений (далее именуются -
объекты), за исключением документации на объекты, строительные работы на
которых не затрагивают их конструктивных и других характеристик надежности и
безопасности и для строительства, расширения, реконструкции, технического
перевооружения, капитального ремонта, консервации и ликвидации (далее именуется
- строительство) которых не требуется разрешения.
Предпроектная документация на объекты, строительство
которых осуществляется частично или полностью за счет средств федерального
бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, государственных
кредитов и кредитов, получаемых под государственные гарантии, других средств,
поступающих в качестве государственной поддержки, а также на потенциально опасные
и технически особо сложные объекты независимо от источников финансирования и
формы собственности подлежит государственной экспертизе до утверждения этой
документации.
По
объектам, строительство которых осуществляется за счет собственных средств
заказчика (инвестора), включая привлеченные средства, в том числе средства
иностранных инвесторов, кроме потенциально опасных и технически особо сложных
объектов, решение о проведении государственной экспертизы предпроектной
документации принимает заказчик (инвестор).
3.
Целями государственной экспертизы градостроительной, предпроектной и проектной
документации являются:
а)
предотвращение создания объектов, строительство и использование которых
нарушает права физических и юридических лиц или не отвечает требованиям
утвержденных в установленном порядке норм и правил;
б)
оценка эффективности капитальных вложений, направляемых на строительство
объектов, осуществляемое за счет средств федерального бюджета и средств
бюджетов субъектов Российской Федерации.
4.
При проведении государственной экспертизы градостроительной, предпроектной и
проектной документации обеспечивается проверка ее соответствия исходным данным,
техническим условиям и требованиям по проектированию и строительству объектов,
выданным органами государственного надзора и контроля и заинтересованными
организациями.
Градостроительная,
предпроектная и проектная документация, разработанная в соответствии с
указанными исходными данными, техническими условиями и требованиями,
дополнительному согласованию с органами и организациями, их выдавшими, не
подлежит, за исключением случаев, установленных законодательством Российской
Федерации.
5.
На федеральном уровне государственная экспертиза градостроительной,
предпроектной и проектной документации проводится:
а)
Экспертным советом при Правительстве Российской Федерации;
б)
Главным управлением государственной вневедомственной экспертизы при
Государственном комитете Российской Федерации по строительству и жилищно - коммунальному комплексу с участием следующих
федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение
специализированной экспертизы (далее именуются - органы специализированной
экспертизы):
Министерство
Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных бедствий (государственная экспертиза в области
предупреждения чрезвычайных ситуаций);
Министерство
природных ресурсов Российской Федерации (государственная экспертиза в области
охраны окружающей природной среды, использования и охраны водных объектов и
недр);
Министерство
труда и социального развития Российской Федерации (государственная экспертиза
условий труда);
Федеральный
горный и промышленный надзор России (экспертиза промышленной безопасности и
рационального использования недр);
другие
федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на проведение
государственной экспертизы;
в)
федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение
ведомственной экспертизы (далее именуются - органы ведомственной экспертизы), в
соответствии с положениями о разграничении функций по государственной
экспертизе и утверждению предпроектной и проектной документации между
соответствующими федеральными органами исполнительной власти и Государственным
комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно -
коммунальному комплексу.
6.
На уровне субъектов Российской Федерации государственная экспертиза
градостроительной, предпроектной и проектной документации проводится
организациями государственной вневедомственной экспертизы субъектов Российской
Федерации с участием территориальных органов указанных в пункте 5 настоящего
Положения органов специализированной экспертизы.
7.
Перечень документов, представляемых для проведения государственной экспертизы
градостроительной, предпроектной и проектной документации, определяется
нормативно - техническими требованиями на ее разработку.
II. Разграничение
полномочий по проведению
государственной
экспертизы градостроительной,
предпроектной и
проектной документации
8.
Экспертный совет при Правительстве Российской Федерации проводит
государственную экспертизу градостроительной, предпроектной и проектной
документации, подлежащей рассмотрению и утверждению Правительством Российской
Федерации.
9.
Главное управление государственной вневедомственной экспертизы при
Государственном комитете Российской Федерации по строительству и жилищно - коммунальному комплексу проводит государственную
экспертизу следующей градостроительной документации:
а)
градостроительная документация на объекты градостроительной деятельности
особого регулирования федерального значения, в том числе:
градостроительная
документация о градостроительном планировании развития особо охраняемых
природных территорий федерального значения и свободных экономических зон;
генеральные
планы городов - административных центров субъектов Российской Федерации;
городов, отнесенных к историческим поселениям федерального значения; городов -
курортов федерального значения; городов - научных центров; поселений с особым
режимом жизнедеятельности (военные городки и другие
закрытые административно - территориальные образования, города (поселки) при
атомных электростанциях, атомных тепловых электростанциях, поселения в
государственных природных заповедниках, национальных и природных парках);
поселений, расположенных в регионах с особо неблагоприятными экологическими
условиями вследствие радиоактивного загрязнения, повышенной сейсмичностью, на
территориях, подверженных воздействию чрезвычайных ситуаций природного или
техногенного характера, а также в районах залегания полезных ископаемых;
б)
градостроительная документация, разрабатываемая за счет средств федерального
бюджета и совместного финансирования с привлечением средств бюджетов субъектов
Российской Федерации;
в)
градостроительные разделы федеральных целевых программ, программ социально -
экономического развития территории Российской Федерации;
г)
схемы и проекты развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур
федерального значения и благоустройства территорий федерального значения;
д)
консолидированные схемы градостроительного планирования.
10.
Главное управление государственной вневедомственной экспертизы при
Государственном комитете Российской Федерации по строительству и жилищно - коммунальному комплексу проводит государственную
экспертизу предпроектной и проектной документации на:
а)
объекты, строительство которых осуществляется полностью или частично за счет
средств федерального бюджета, государственных кредитов и кредитов, получаемых
под государственные гарантии, а также за счет других средств, поступающих в
качестве государственной поддержки;
б)
объекты, находящиеся в государственной собственности;
в)
объекты:
строящиеся
за границей при техническом содействии Российской Федерации;
находящиеся
в совместном пользовании Российской Федерации и других государств и строящиеся
с привлечением иностранных инвестиций;
сооружаемые
при реализации соглашений о разделе продукции;
включенные в федеральные целевые программы социально -
экономического развития регионов;
г)
экспериментальные и базовые проекты, предназначенные для массового применения;
д)
потенциально опасные и технически особо сложные объекты независимо от
источников финансирования и формы собственности, в том числе:
ядерно опасные и радиационно опасные объекты (атомные электростанции,
исследовательские реакторы, предприятия топливного цикла, хранилища временного
и долговременного хранения ядерного топлива и радиоактивных отходов);
объекты
по уничтожению химического оружия и ракетного топлива, уничтожению и
захоронению химических и других опасных отходов;
гидротехнические
сооружения 1 и 2-го классов;
опасные
производственные объекты, предусмотренные приложением N 1 к Федеральному закону
"О промышленной безопасности опасных производственных объектов";
тепловые
электростанции мощностью 150 мегаватт и выше;
линии
электропередачи и подстанции напряжением 330 киловольт и выше;
морские
порты, космодромы, аэропорты с длиной основной взлетно -
посадочной полосы 1800 метров и более, мосты и тоннели длиной более 500
метров, метрополитены;
радиолокационные
станции, радио- и телецентры, магистральные линии связи;
общегородские
объекты коммунального хозяйства в городах с расчетной численностью населения
свыше 500 тыс. жителей;
крупные
объекты пищевой, перерабатывающей промышленности и сельского хозяйства,
оказывающие влияние на продовольственную безопасность страны и населения или
имеющие важное социальное значение;
объекты
оборонной промышленности, включая объекты по производству конверсионной
продукции и продукции двойного назначения.
11.
Организации государственной вневедомственной экспертизы субъектов Российской
Федерации проводят государственную экспертизу:
а) градостроительной документации, градостроительных
разделов целевых программ субъектов Российской Федерации и местных целевых
программ, программ социально - экономического развития территорий субъектов
Российской Федерации и территорий муниципальных образований, а также схем и
проектов развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур и
благоустройства территорий в части соблюдения градостроительных требований, за
исключением градостроительной документации, рассматриваемой Главным управлением
государственной вневедомственной экспертизы при Государственном комитете
Российской Федерации по
строительству и жилищно - коммунальному комплексу;
б) предпроектной и проектной документации на объекты,
строительство которых осуществляется за счет средств бюджетов субъектов
Российской Федерации, а также на объекты, строящиеся на их территориях,
независимо от источников финансирования и формы собственности, в пределах
компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации,
органов местного самоуправления и органов, осуществляющих контроль за
соблюдением нормативных требований по надежности и эксплуатационной
безопасности объектов, за исключением
проектной документации, рассматриваемой Главным управлением государственной
вневедомственной экспертизы при Государственном комитете Российской Федерации
по строительству и жилищно - коммунальному комплексу.
12.
Органы ведомственной экспертизы в пределах своей компетенции
проводят в соответствии с установленным ими порядком государственную экспертизу
предпроектной и проектной документации с участием организаций государственной
вневедомственной экспертизы субъектов Российской Федерации и территориальных
органов специализированной экспертизы.
III. Организация
проведения государственной экспертизы
градостроительной,
предпроектной
и проектной
документации
13.
Для проведения государственной экспертизы градостроительной, предпроектной и
проектной документации необходимые документы в 4 экземплярах представляются:
а)
в Экспертный совет при Правительстве Российской Федерации - по объектам,
относящимся к его компетенции;
б)
в Главное управление государственной вневедомственной экспертизы при Государственном
комитете Российской Федерации по строительству и жилищно -
коммунальному комплексу - по объектам, указанным в пунктах 9 и 10
настоящего Положения;
в)
в органы ведомственной экспертизы - по объектам в соответствии с положениями о
разграничении функций по государственной экспертизе и утверждению предпроектной
и проектной документации между соответствующими федеральными органами
исполнительной власти и Государственным комитетом Российской Федерации по
строительству и жилищно - коммунальному комплексу;
г)
в организации государственной вневедомственной экспертизы субъектов Российской
Федерации по месту размещения объектов - по объектам, указанным в пункте 11
настоящего Положения.
14.
Орган (организация) государственной экспертизы в срок не более 30 дней:
а)
регистрирует представленные документы и проверяет их комплектность;
б)
определяет совместно с органами специализированной экспертизы необходимость их
участия в проведении государственной экспертизы, сроки подготовки заключений
органов специализированной экспертизы и стоимость проведения экспертизы;
в)
разрабатывает проекты договоров с органами специализированной экспертизы о
выполнении работ в пределах общей стоимости проведения государственной
экспертизы;
г)
готовит и предварительно согласовывает с заказчиком (инвестором) проект
договора о проведении государственной экспертизы;
д)
направляет заказчику (инвестору):
проект
договора о проведении государственной экспертизы (при условии соответствия
представленных документов установленным требованиям);
уведомление
о сроках представления недостающих документов (в случае несоответствия
представленных документов установленным требованиям).
15.
При неполучении от заказчика (инвестора) в течение 30 дней подписанного им
договора о проведении государственной экспертизы и предусмотренной в нем платы
за проведение государственной экспертизы или непредставлении заказчиком
(инвестором) в указанный срок запрашиваемых документов государственная
экспертиза не проводится, а все документы в 7-дневный срок возвращаются заказчику
(инвестору).
16.
Стоимость проведения государственной экспертизы определяется на основании
утвержденных в установленном порядке нормативов. Продолжительность проведения
государственной экспертизы устанавливается договором, но не должна превышать 3
месяцев.
17.
В процессе проведения государственной экспертизы по договоренности с заказчиком
(инвестором) могут быть уточнены стоимость и сроки ее проведения. Достигнутая
договоренность оформляется дополнительным договором. При этом общий срок
проведения государственной экспертизы не должен превышать 6 месяцев.
IV. Сводное
заключение по результатам проведения
государственной
экспертизы градостроительной,
предпроектной и
проектной документации
18.
Сводное заключение по результатам проведения государственной экспертизы
градостроительной, предпроектной и проектной документации (далее именуется -
сводное заключение) содержит совокупную оценку экономической целесообразности и
технической возможности реализации проектных решений с учетом требований
экологической и промышленной безопасности, а также соответствия архитектурно -
планировочных и инженерно - технических решений технологическим требованиям,
требованиям конструктивной надежности и безопасности. В сводном заключении
также устанавливаются основные технико - экономические
показатели строительства объектов.
19.
Сводное заключение подготавливается:
а)
на федеральном уровне - Главным управлением государственной вневедомственной
экспертизы при Государственном комитете Российской Федерации по строительству и
жилищно - коммунальному комплексу;
б)
на региональном уровне - организациями государственной вневедомственной
экспертизы субъектов Российской Федерации.
20.
Сводное заключение подготавливается с учетом заключений (или с участием
специалистов) органов специализированной экспертизы или их территориальных
органов, органов ведомственной экспертизы, заинтересованных органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного
самоуправления, других органов и организаций, а также результатов общественного
обсуждения.
21.
Сводное заключение утверждается в порядке, установленном органом,
осуществляющим государственную экспертизу, и направляется заказчику
(инвестору).
22.
К сводному заключению прилагаются являющиеся его неотъемлемой частью заключения
органов специализированной экспертизы.
Положительное
сводное заключение составляется при наличии положительных заключений органов
специализированной экспертизы и включает выводы о соответствии
градостроительной, предпроектной и проектной документации предъявляемым
требованиям и рекомендации по ее утверждению (согласованию) с указанием
основных технико - экономических показателей.
Без
положительного сводного заключения утверждение градостроительной, предпроектной
и проектной документации, финансирование и строительство объектов независимо от
источников финансирования и формы собственности не допускаются.
Отрицательное
сводное заключение содержит выводы:
о
необходимости доработки градостроительной, предпроектной и проектной
документации с указанием конкретных недостатков;
о
недопустимости использования указанной документации для строительства объектов
из-за ее несоответствия предъявляемым требованиям.
23.
В случае составления отрицательного сводного заключения в связи с
необходимостью доработки градостроительной, предпроектной и проектной
документации заказчик (инвестор) вправе представить документы на повторную
государственную экспертизу при условии их доработки с учетом замечаний и
предложений, изложенных в сводном заключении.
V. Утверждение градостроительной, предпроектной,
и проектной
документации
24.
Градостроительная документация утверждается в соответствии со статьями 21 - 23
Градостроительного кодекса Российской Федерации и иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами
субъектов Российской Федерации.
25.
Предпроектная документация утверждается заказчиком (инвестором).
26.
Проектная документация утверждается:
а)
по объектам, строительство которых осуществляется за счет средств федерального
бюджета, - Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно - коммунальному комплексу или в порядке,
устанавливаемом этим Комитетом совместно с заинтересованными федеральными
органами исполнительной власти;
б)
по объектам, строительство которых осуществляется за счет бюджетов субъектов
Российской Федерации, - в порядке, устанавливаемом органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации;
в)
по объектам, строительство которых осуществляется за счет собственных средств
заказчика (инвестора), включая привлеченные средства, в том числе средства
иностранных инвесторов, - заказчиком (инвестором).
Примечание.
Разделы III - IV настоящего Положения в части проведения государственной
экспертизы градостроительной документации являются примерными.
|
---|