Доклад и.о. директора Департамента государственной политики в области инфокоммуникационных технологий

Е.С. Васильева

«Государственная политика в области инфокоммуникационных технологий»

 

Информационно-коммуникационные технологии и услуги в настоящее время являются ключевым фактором всех областей развития социально-экономической сферы. Они приобрели особую важность для повышения эффективности государственного управления, обеспечения национальной безопасности, адресной социальной помощи, совершенствования систем образования и здравоохранения.

 

Государственная политика в сфере оказания услуг связи

В 2007 году продолжилась работа по совершенствованию нормативной правовой базы отрасли информационных технологий и связи. Департаментом государственной политики в области инфокоммуникационных технологий (далее – ДИКТ) подготовлены и внесены поправки в ряд правил:

 

    * Правила оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи в части определения количественной составляющей при массовой замене абонентских номеров, порядка заключения договора на оказание услуг связи с использованием дополнительного абонентского номера, а также в части введения понятия «предоставление абоненту в постоянное пользование абонентской линии»;

    * Правила присоединения и взаимодействия сетей электросвязи в части возложения на взаимодействующих операторов связи обязанности и сроков, в течение которых операторы должны уведомить друг друга о прекращении, приостановлении или аннулировании лицензии на право осуществления деятельности в области оказания услуг связи. Установлен Порядок прекращения присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия, а также прописаны случаи расторжения договоров о присоединении, когда один из взаимодействующих операторов является оператором, занимающим существенное положение в сети связи общего пользования. В целях обеспечения экономических интересов участников рынка услуга зонового завершения вызова на сеть оператора связи разделена на услугу зонового завершения вызова на сеть оператора фиксированной телефонной связи и услугу зонового завершения вызова на сеть оператора подвижной связи;

    * Правила распределения и использования ресурсов нумерации единой сети электросвязи Российской Федерации в части порядка оформления, выделения, передачи и переоформления ресурсов нумерации, а также закрепления обязанности операторов связи, получивших ресурс нумерации, не допускать использование выделенного ему ресурса нумерации в целях оказания услуг телефонной связи другими операторами;

    * Правила оказания услуг подвижной связи в части оптимизации использования ресурсов сети связи общего пользования при оказании услуги переадресации вызовов.

 

ДИКТ с целью реализации положений Федерального закона «О связи» и в соответствии со статьей 44 подготовлен проект Правил оказания телематических услуг связи, которые были утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2007 г. № 575 и вводятся в действие с 1 января 2008 г. Проект Правил был разработан в тесном взаимодействии с участниками рынка и согласован с заинтересованными федеральными органами.

 

Утвержденные Правила оказания телематических услуг связи регулируют отношения между абонентом и (или) пользователем, с одной стороны, и оператором связи – с другой.

 

Данные Правила содержат положения, обязательные для сторон при заключении и исполнении договора об оказании услуг связи, а также порядок и основания приостановления оказания услуг связи по договору и расторжения такого договора, особенности оказания услуг связи, права и обязанности операторов связи и пользователей услугами связи, определяют и устанавливают форму и порядок расчетов за оказанные услуги связи, порядок предъявления и рассмотрения жалоб, претензий пользователей услугами связи, ответственность сторон.

 

Помимо разработки нормативных правовых актов, регулирующих вопросы оказания услуг связи, основанных на реализации современных технологий, ДИКТ совместно с ЗАО «Ростелеграф» разработал Требования к оказанию услуг телеграфной связи в части приема, передачи, обработки, хранения и доставки телеграмм, утвержденные приказом Мининформсвязи России от 11.09.2007 № 108. Данные Требования пришли на смену Инструкции о порядке обработки телеграмм на предприятиях Министерства связи СССР, утвержденной начальником Главного телеграфного управления Министерства связи СССР 14.09.82.

 

В целях обеспечения реализации на сети связи общего пользования Российской Федерации Российской системы и плана нумерации с января 2007 г. в Мининформсвязи России под руководством ДИКТ начала работу рабочая группа по подготовке к введению на сети связи общего пользования Российской Федерации Российской системы и плана нумерации. Также на основании практики трехлетнего применения внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 13 июля 2004 г. № 350.

 

Участие департамента государственной политики в области инфокоммуникационных технологий в реализации национального проекта «Образование»

ДИКТ в рамках приоритетного национального проекта «Образование» принимал участие в организации подключения школ по всей России к сети Интернет. Всего в рамках проекта доступ в Интернет предоставлен 52752 образовательным учреждениям, больше половины из которых находится в сельской местности.

 

К особенностям проекта можно отнести большую территорию страны, сжатые сроки, трудности с транспортным сообщением в ряде населенных пунктов. Более чем в 9 тыс. школ полностью отсутствовала телефонная связь, а в некоторых из них не было и электричества. Еще одна особенность проекта – подключение к сети Интернет 7425 образовательных учреждений, находящихся в труднодоступных районах страны. Условия реализации проекта предполагают предоставление постоянно действующего и бесплатного для образовательного учреждения канала доступа в Интернет со скоростью не ниже 128 кбит/с. При этом предусматривается техническая возможность расширения по мере необходимости скорости подключения в четыре раза, а также фильтрация передаваемой в школы информации для недопущения доступа школьников к ресурсам, несовместимым с воспитанием учащихся. В перечень образовательных учреждений, подключаемых к сети Интернет в рамках национального проекта «Образование», кроме средних образовательных учреждений, вошли вечерние, кадетские школы, школы-интернаты, коррекционные, специальные школы, а также школы, подведомственные Федеральной службе исполнения наказаний. В результате реализации проекта все учащиеся нашей страны получили равные возможности в доступе к современным образовательным ресурсам и методикам.

 

Государственная политика внедрения системы универсального обслуживания

Основная цель внедрения механизма универсального обслуживания в Российской Федерации – скорейшая ликвидация существующего разрыва в доступности базовых инфокоммуникационных услуг между различными регионами, городской и сельской местностью.

 

В ходе внедрения универсальных услуг связи в Российской Федерации определился ряд организационно-технологических, экономических, а также юридических вопросов, требующих дополнительного рассмотрения и решения.

 

На коллегии Мининформсвязи России 7 ноября 2007 г. перед ДИКТ были поставлены следующие задачи:

 

    * разработать пути решения задач, позволяющие выйти на более качественный уровень оказания универсальных услуг и расширить их состав;

    * снизить тарифы на универсальные услуги связи;

    * упростить механизм приема в эксплуатацию таксофонов и ПКД, включая получение разрешений на использование частотного ресурса, используемого при оказании универсальных услуг связи.

 

 

Государственная политика в сфере информационных технологий

В соответствии с пунктом 5 Плана мероприятий Мининформсвязи России по реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года (утвержден приказом Мининформсвязи России от 29.06.2006 № 83) ДИКТ совместно с группой экспертов в сфере разработки свободного программного обеспечения подготовил проект Концепции развития разработки и использования свободного программного обеспечения в Российской Федерации. Проект рассмотрен на заседании коллегии Мининформсвязи России 4 декабря 2007 г. Принято решение в целом одобрить проект Концепции, доработать его в установленном порядке, с учетом замечаний заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, и подготовить к внесению в Правительство Российской Федерации.

 

Немаловажную роль в отрасли информационных технологий и связи играет Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

 

В связи с его принятием распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 июля 2006 г. № 1002-р утвержден План подготовки проектов актов, необходимых для реализации Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Данным планом предусматривается разработка 18 подзаконных актов, работа над которыми в настоящее время активно ведется Мининформсвязи России.

 

ДИКТ подготовлен и направлен на согласование в заинтересованные министерства и ведомства проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 27 августа 2004 г. № 538», касающегося внесения изменений в Правила взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. В частности, проектом предусмотрено, что обработка персональных данных должна осуществляться в соответствии с законодательством о персональных данных.

 

Государственная политика обеспечения целостности, устойчивости и информационной безопасности единой сети электросвязи Российской Федерации

В прошедшем году была внесена поправка в Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи», которая касается изменений статьи 46. Принятые Федеральным законом от 9 февраля 2007 г. № 14-ФЗ изменения возлагают на операторов связи обязанность использовать для предоставления услуг связи только зарегистрированные сети, а также введение экспертизы проектной документации на сети связи организаций, прошедших аккредитацию. Данные нормы, в первую очередь, направлены на обеспечение целостности, устойчивости функционирования и безопасности сети связи общего пользования.

 

Во исполнение поручения Правительства Российской Федерации проводится важная работа по обеспечению подготовки нормативных правовых актов, направленных на создание государственной системы обеспечения информационной безопасности информационно-телекоммуникационных систем и сетей критически важных объектов инфраструктуры. В настоящее время готовятся проекты постановлений Правительства Российской Федерации:

 

    * «О критериях отнесения объектов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры к критически важным объектам инфраструктуры и порядке ведения государственного реестра критически важных объектов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры»;

    * «О требованиях к защищенности критически важных объектов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и входящих в их состав систем и сетей от деструктивных воздействий».

 

Под руководством ДИКТ был подготовлен приказ Мининформсвязи России от 27.09.2007 № 113 «Об утверждении Требований к организационно-техническому обеспечению устойчивого функционирования сети связи общего пользования» в целях реализации пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи». Данный нормативный правовой акт определил такие ключевые понятия, как целостность и устойчивость ЕСЭ РФ, а также обязательное требование и нормы обеспечения этих важнейших свойств сетей связи.

 

В целях реализации положений Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи» в течение 2007 года ДИКТ совместно с Россвязью разработаны и введены в действие более 70 правил применения средств связи для целей их сертификации и подтверждения соответствия.

 

Под руководством ДИКТ в отчетном году разработан проект Концепции «Развитие профессиональной подвижной радиосвязи в Российской Федерации (2008-2015 годы)», определяющий принципы построения и развития профессиональной подвижной радиосвязи на базе единого стандарта TETRA в целях повышения оперативности управления в подразделениях различных ведомств, сокращения сроков выполнения поставленных задач, обеспечения устойчивого взаимодействия между ведомствами в первую очередь при решении задач предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и террористических угроз.

 

Государственная политика в сфере развития телерадиовещания

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 1700-р была одобрена Концепция развития телерадиовещания в Российской Федерации на 2008-2015 годы.

 

Концепция – результат совместных усилий всех участников рынка телерадиовещания: Мининформсвязи России, Минкультуры России, Россвязьохранкультуры, представителей медиасообщества и операторов связи под руководством Правительственной комиссии по развитию телерадиовещания. Разработанная Концепция представляет собой идеологический документ, определяющий основные принципы и современную модель функционирования рынка телерадиовещания. Впервые определены роль и функции не только государства, но и каждого участника рынка (производителей аудиовизуальной продукции, вещателей, операторов связи и потребителей) в развитии отечественного телерадиовещания, а также системные связи между ними.

 

Представленная модель является универсальной, так как не требует установления разных правил для различных технологий доставки сигнала. Такой подход становится особенно актуальным с учетом возникновения новых сред распространения телесигнала, таких, как Интернет и мобильные сети третьего поколения.

 

Основным инструментом, обеспечивающим достижение целей Концепции, должна стать ФЦП «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на период 2008–2015 годы», разработка которой предусмотрена в Плане мероприятий по реализации Концепции в первом полугодии 2008 года.

 

Важной задачей в рамках развития телерадиовещания является разработка и утверждение национальных стандартов в области цифрового телерадиовещания. К этой работе уже приступил ДИКТ совместно с отраслевыми научно-исследовательскими организациями.

 

Государственная политика по обеспечению либерализации рынка услуг связи и предоставлению недискриминационного доступа к телекоммуникационной инфраструктуре

Спустя почти два года после либерализации рынка оказания услуг междугородной и международной телефонной связи выполнили все поставленные условия, приступили к оказанию услуг междугородной и международной телефонной связи и составляют конкуренцию прежнему монополисту на данном рынке ОАО «Ростелеком» уже четыре новых оператора дальней связи: ОАО «МТТ», ООО «СЦС Совинтел», ЗАО «Компания ТрансТелеКом», ООО «Эквант». А в ближайшее время смогут приступить к началу оказания услуг на рынке дальней связи еще один-два оператора связи.

 

В настоящее время ДИКТ проводит работу по разработке дополнений в нормативную правовую базу отрасли связи в части установления положений по недискриминационному доступу к рынку связи.

 

Реализация принципа недискриминационного доступа должна строиться на соблюдении баланса интересов всех сторон, заинтересованных в той или иной мере в этом процессе: собственник ресурса – оператор связи – пользователь услугами связи.

 

Дальнейшее эффективное развитие рынка услуг связи невозможно без создания правового механизма регулирования недискриминационного доступа к инфраструктуре связи.

 

Государственная политика в сфере профессиональной подготовки в области инфокоммуникационных технологий

В соответствии с пунктом 6 Плана мероприятий Мининформсвязи России по реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года (утвержден приказом Мининформсвязи России от 29.06.2006 № 83) ДИКТ в рамках рабочей группы, в состав которой входили эксперты в сфере образования в области ИКТ, подготовил проект Концепции системы непрерывной профессиональной подготовки в области информационно-коммуникационных технологий.

 

В проекте Концепции предлагается с учетом особенностей национальной системы образования и существующего порядка взаимодействия федеральных органов исполнительной власти дополнить существующую систему образования механизмами взаимодействия работодателей и системы образования, позволяющими обеспечить рынок труда специалистами необходимой квалификации в соответствии с меняющимися потребностями и перспективными направлениями развития. Проект рассмотрен на заседании коллегии Мининформсвязи России 9 ноября 2007 г. Принято решение принять за основу представленный проект Концепции, доработать его в установленном порядке и подготовить к внесению в Правительство Российской Федерации.

 

Государственная политика в инновационной сфере и участие в международном сотрудничестве

Учитывая динамику развития сетей подвижной связи в Российской Федерации, а также необходимость перехода от традиционных услуг к контентноориентированным особенно с учетом развития 3G, ДИКТ проводил мероприятия по изучению возможности использования абонентом сети подвижной связи для осуществления разнообразных платежей. В соответствии с решением расширенного заседания итоговой коллегии Мининформсвязи России за 2006 год, прошедшей 19 марта 2007 г., сформирована межведомственная рабочая группа для изучения возможности использования сетей радиотелефонной подвижной связи для стимулирования мобильной коммерции в России. Рабочей группой был проанализирован международный опыт в части электронной и мобильной коммерции, а также изучены перспективы развития мобильной коммерции в России.

 

Результаты деятельности рабочей группы были представлены на коллегии Мининформсвязи России 16 октября 2007 г. и получили одобрение и поддержку. На Коллегии было отмечено, что, принимая во внимание мировой опыт, мобильная коммерция имеет значительные перспективы развития в России. В связи с этим было принято решение о необходимости разработки Концепции развития мобильной коммерции в Российской Федерации и дальнейших исследований перспектив использования сетей подвижной связи для оплаты товаров и услуг, включая создание опытной зоны с представлением результатов работ на заседании коллегии Мининформсвязи России в 1 квартале 2008 года.

 

В 2007 году ДИКТ осуществлялась работа в рамках российской части российско-китайской рабочей группы по сотрудничеству в области мобильной связи и электросвязи российско-китайской подкомиссии по связи и информационным технологиям, Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), российско-французской рабочей группы по информационным технологиям и связи, СНГ.

 

 

Вопрос использования электронной цифровой подписи для организации трансграничного взаимодействия многократно обсуждался на разных уровнях в различных международных организациях. В настоящее время подготовлена документация по организации опытной зоны электронного трансграничного взаимодействия с использованием электронной цифровой подписи (далее – проект ЭЦП), включающая детальную проработку вопросов нормативного правового регулирования, организационного, технико-технологического, методического и финансового обеспечения.

 

Помимо этого, для проработки вопросов нормативного правового характера и организации подготовительных работ по гармонизации законодательства стран – членов ШОС в части электронного трансграничного взаимодействия с использованием ЭЦП по инициативе российской стороны при участии ДИКТ в государствах – членах ШОС проходит согласование проект соглашения об организации электронного трансграничного взаимодействия, которое планируется подписать во II половине 2008 года.

 

В соответствии с договоренностями, достигнутыми главами правительств России и Китая в 2004-2005 годах, стороны продолжают оказывать поддержку выходу российских компаний – операторов мобильной связи на рынок услуг связи КНР в соответствии с обязательствами, принятыми на себя КНР при вступлении в ВТО, и с законодательством КНР.

 

На российско-китайском форуме в рамках «ИнфоКом-2007» были подведены итоги и определены направления дальнейшего развития двустороннего взаимодействия.

 

Представители ДИКТ принимают активное участие в работе РСС на уровне комиссий (по электросвязи и регулированию деятельности в области связи) и в рабочих группах по информационной безопасности, управлению сетями связи, информатизации.

 

ДИКТ в 2007 году завершена доработка и внутригосударственное согласование Концепции сотрудничества государств – участников СНГ в сфере обеспечения информационной безопасности и Комплексного плана по реализации Концепции сотрудничества государств – участников СНГ в сфере обеспечения информационной безопасности на период 2008–2010 годы. На заседании экспертной группы в Исполкоме СНГ (г.Минск, сентябрь 2007 года) документы одобрены и будут внесены на заседание Совета глав государств – участников СНГ.

 

Большинство стоящих перед ДИКТ задач правового характера связаны с продолжающимся развитием информационных и коммуникационных технологий. Новые технологические возможности зачастую не укладываются в сложившуюся систему правового регулирования, поэтому необходимо искать новые механизмы правового регулирования, создавая баланс интересов рынка, пользователей и государства, создавая условия для активного развития новых технологий и рынка в целом при соблюдении прав и законных интересов всех субъектов. Именно в этом направлении и ведет свою работу Департамент государственной политики в области инфокоммуникационных технологий Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации.

 

 

 

 

Untitled Document
Rambler's Top100
Besucherza datingdirect.com
счетчик посещений